Сегодня с вами работает:

         Консультант  Гоголь Николай Васильевич

CLOSED

Адрес для личных депеш: gogol@vilka.by

Захаживайте в гости:   www.facebook.com  www.twitter.com    Instagram

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 

Рецензии

  • Рецензия Елизаветы Биргер на книгу "Нота"  (2012-06-14)

    У Олега Дормана (хоть он и скромничает, не ставя себя в авторы книги; даже если бы этот рассказ и мог состояться без его участия, то выглядел бы совершенно иначе) есть потрясающая способность выжимать из своих героев какую-то особо пронзительную интонацию — когда человек говорит отстранённо, почти безэмоционально и вдруг в нескольких предложениях даёт смысловую выжимку собственной жизни. Это и происходит на первых страницах «Ноты». Сначала Рудольф Борисович Баршай сообщает нам, что он музыкант (уже показательно, что он не говорит «дирижёр» или тем более «скрипач»), тридцать лет назад уехал из Советского Союза и живёт в Швейцарии, а жена его, Елена — органистка. В Швейцарии красиво, говорит он, похоже на места его детства. Есть одна гора, «совсем как там была у нас, в станице Лабинской — Железная гора. Когда я гуляю и иду мимо, то, бывает, очень волнуюсь».

     далее »

 
 
 
 
 
 
 
 

"Когда я начинаю писать роман, то становлюсь богом"

Его книги расходятся миллионными тиражами, а число верберофилов по всему миру, в том числе и в России, растет. Вот и его последний роман "Тайна богов", завершающий "божескую" эпопею Вербера и переведенный наконец на русский, едва появившись на прилавках, тут же попал в топ-продажи.

Зевс и Афродита мне ближе

- Вы верующий человек, мсье Вербер?

- Все зависит от дня.

- И какой, например, сегодня день?

- Сегодня я верую процентов, наверное, на 60. Мои отношения с религией - это отношения напрямую с Богом. Мне посредники не нужны. Это раньше, когда люди были несколько запуганы и зажаты, нужны были такие проводники для общения с Богом. А сейчас можно напрямую с патроном общаться. Если он не формалист, то поймет вас. Как отец, который любит своих детей.

- И как зовут вашего Бога?

- В гиганта-бородача, каким рисуют Бога многие, я не верю. Считаю, что есть какое-то высшее измерение, высший разум. Мы можем постараться его понять, но я не стал бы самонадеянно размышлять на тему: "Бог существует или нет". У нас нет доказательств, все основано исключительно на интуиции. Я, как человек, занимающийся наукой, стараюсь к интуиции прислушиваться.

- Судя по вашим книгам, вы противник единобожия?

- Я ни на чем не настаиваю. Я уважаю всех верующих людей, и для каждого есть система, в которой он лучше всего существует. Когда вы заходите в ресторан, у вас же есть выбор: вам либо дают одно блюдо, либо вы предпочтете шведский стол. Но ни римляне, ни греки, когда они захватывали новые территории, никого насильно не обращали в свою веру, не заставляли подчиняться своим богам. Монотеизм же разрушает все маленькие религии.

- Поэтому в вашей эпопее фигурируют почти все персонажи древнегреческой мифологии? Обитатели Олимпа вам, получается, ближе?

- Греческие боги очень человечны. Они обладают чувством юмора, занимаются любовью, обманывают друг друга - то есть действуют, как мы с вами. Поэтому мне проще показать их и достоинства, и недостатки. Современные религии существуют в системе "я верю - я не верю". Но ведь вещи не бывают только черные или белые. Есть же масса оттенков.

Священникам мои произведения нравятся

- Ангелы, боги-ученики, управляющие разными странами и жертвующие их судьбами, словно игроки - пешками в шахматной партии, верховный Бог над всем этим: откуда возникла описываемая вами в книгах эта теория мироустройства?

- В природе существуют различные уровни сложности. Камни размышляют меньше, чем растения. Растения размышляют меньше, чем животные. Соответственно животные меньше размышляют, чем люди. Основываясь на этом, я и создал систему, которую назвал "Ангелы и боги". Это система высшего понимания, которая существует на границе между наукой и духовностью.

- Это ваш вымышленный мир или вы верите в то, что он существует в реальности?

- Я думаю, он существует. И каждый из нас имеет в нем свое предназначение...

- Ваша теория существует на грани религии и науки. А как относятся к ней ученые и церковь?

- Люди науки меня любят. Люди религии - тоже, во Франции особенно. Недавно встретил католического священника, который читал все мои романы и которому очень понравилась эта книга о богах. Он был достаточно молод, мой, наверное, ровесник. Соответственно он является представителем абсолютно нового класса кюре, куда более современного.

- Вы ассоциируете как-то себя со своим главным героем?

- У нас одна общая задача - открыть этот неизведанный мир. Мы чем-то похожи. Я, правда, не столь отважен, как он, но в то же время и менее скромен.

- Да, но он - Бог. То есть вы считаете себя неким мессией, проповедующим через свои книги некую новую религию?

- Я не сумасшедший, я себя за бога не считаю. Я всего лишь человек, который производит какие-то объекты. Но в тот момент, когда я начинаю писать роман, я становлюсь богом своей книги, потому что стою на этапе создания какого-то микромира. И я, как художник, решаю в первую очередь, что будет существовать в этом мире.

- Искать Бога и превращать его в человека сейчас в писательстве модно. И это гарантирует коммерческий успех. Считаете ли вы себя частью масс-культуры?

- В тот момент, когда я пишу, для меня единственная забота - это только развлечь меня самого. Я не думаю о коммерческом аспекте, о продаже книг. Если бы я на этом зацикливался, то в таком случае не создавал бы книги, которые выходят за рамки ординарного. Поэтому в течение шести лет я искал своего издателя, и все отказывались. Они считали, что это абсолютно некоммерческие сюжеты. Почему-то никто не говорит, что все романы должны быть похожи на романы Вербера. Чаще всего они говорят: есть такой-то тип, он пишет романы, в которых не понятно, о чем идет речь. Но тут надо признать, что публика все-таки любит немножечко странные вещи.

- Ваши боги-ученики носят имена известных персонажей из мира науки и искусства, но среди них попадаются обычные люди. Это кто-то из ваших друзей?

- Автор "Энциклопедии относительного и абсолютного знания" Эдмонд Уэллс - это немножечко мой дедушка Исидор Вербер. На Рауля Разорбака похож один мой друг. Да и вообще среди моих знакомых очень много людей с сильными характерами, которые порой не знают меры, не знают, когда надо остановиться.

 

Наша жизнь - итог длинной дороги

- Создавая эпопею про муравьев, вы реально поселили их у себя дома в муравейнике за стеклом. В истории об ангелах и богах вы очень подробно описываете самогипноз, потусторонний мир, клиническую смерть. А вам приходилось что-то подобное переживать?

- Я был научным журналистом, работал в госпитале и очень много общался с медиками, чьи пациенты переживали клиническую смерть, - отсюда и все мои познания. А вы как сами считаете, что-то есть после смерти? Если рай существует, почему люди так цепляются за жизнь?

- А что вы думаете сами об этом?

- Честно говоря, я считаю, что нет, все пустота. Именно в тот момент, когда умрем, мы поймем, кто был прав. Я думаю, что лучше всего умирать, не боясь страха, с улыбкой на устах.

- Вот индусы верят в переселение душ. А вы?

- Одна предсказательница рассказала мне о моей предыдущей жизни, я нашел это очень забавным. Хотя не знаю, была ли это правда или нет. Но, зная такие вещи, иногда легче переживаешь какие-то тяжелые периоды в жизни. У меня все-таки складывается впечатление, что наша жизнь - это итог какой-то очень длинной дороги. Мой прадед родом из России

- Ваш герой покровительствует людям-дельфинам, которые вечно страдают и несут крест за все остальные народы. Вы искренне верите в богоизбранность еврейского народа?

- Я бы не сказал, что прообраз людей-дельфинов - это евреи. Это очень собирательный образ. Cимволом первых христиан и первых евреев была рыба. Кроме того, рыба - это еще символ людей, которые занимаются йогой, а это в основном индусы. И, кроме того, рыба - символ финикийцев и атлантов. Так что я пишу скорее о духовности, которая ассоциируется у меня с дельфинами.

- Какое место вы отводите людям-медведям, то есть русским, в вашем мире?

- В моей книге они занимают не слишком большое место. На самом деле, если бы я сам был русским, я бы постарался расширить их роль. Тем более что мой прадедушка по отцовской линии родом из России. Он ремонтировал сани.

- В "Империи ангелов" у вас фигурирует русский мальчик Игорь, которого ангел должен охранять, чтобы стать богом-учеником...

- Я никогда не был в России, когда писал все, что связано с Игорем. Но я очень его любил. Это персонаж, который постоянно продвигается вперед. Пока американцы и все остальные задают вопросы, он этих вопросов не задает. И у него девиз: "Либо двигайся, либо умирай". Я собираюсь написать книгу только по приключениям Игоря. Улететь на другую планету? Возможно!

- Почему в вашей схватке народов постоянно побеждают американцы?

- В настоящий момент американцы владеют двумя вещами. Это информация и кино. У Америки много, конечно, недостатков. Таких, как "Макдоналдс". В то же время я считаю, что там именно присутствует настоящая демократия, настоящая пресса.

- Вы знаете, боюсь, что так считают далеко не многие в этом мире, в том числе и в России...

- Я считаю, что должен быть альянс между Америкой и Россией. Чтобы бороться против терроризма и чтобы умиротворить мир. Потому что это две державы, которые имеют одинаковый потенциал как христианский, так и культурный. Вот эти западные и христианские ценности сейчас подвергаются атакам мусульманского мира и экономической системы азиатской.

- В вашей книге мирами управляют боги. Когда им все надоедает, то наступает хаос. Совсем как сейчас на Земле...

- Боги имеют влияние - через знаки, сны, чудеса, - но не такое важное. Поэтому все, что сейчас происходит, - это дело рук человека. Человек познает мир через боль. Если мы говорим ребенку: "Не суй пальчик в дверную щель, тебе будет больно", - очень маловероятно, что он скажет: "Да, хорошо, я делать это не буду". Он, скорее всего, захочет сунуть руку, чтобы проверить. Мы обучаемся через опыт. И лучше всего сохраняется в нашей памяти боль. Поэтому каждое поколение занимается войной для того, чтобы напомнить себе, что этого делать не надо, это больно.

- Вы знаете, какой будет финал в истории нашей цивилизации: уцелеет ли она или люди будут вынуждены, как в романе "Звездная бабочка", перебраться на другую планету? И можем ли мы изменить ход истории?

- У нас есть два выбора. Либо взяться за ум, или все-таки разместиться на межзвездном корабле и куда-то улететь. Каждый раз, когда я наблюдаю за последними событиями в мире, мне кажется, что вкус к смерти у людей увеличивается. Ведь всегда существует очень мало рассудочных людей и огромное количество варваров. И люди здравого смысла должны все-таки как-то объединяться между собой. Иначе нам всем придется перебраться на другую планету на "Звездной бабочке".

 

ЦИТАТА В ТЕМУ

"Бог, по определению, вездесущ и всемогущ. Если он есть, значит, он везде и может все. Но если он может все, может ли он создать мир, где его не будет и в котором он ничего не сможет сделать..." Бернард Вербер, "Энциклопедия относительного и абсолютного знания".

 

Максим ЧИЖИКОВ ("Комсомольская правда", от 10.09.08)