Сегодня с вами работает:

  Консультант  Пушкин Александр Сергеевич

         

www.vilka.byПн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

Сон ГоголяПн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

Все отдыхают. За всё отвечает Пушкин!

Адрес для депеш: pushkin@vilka.by

Захаживайте в гости:  www.facebook.com   www.twitter.com      Instagram

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер
 
 
 
 
 
 
 
 

Книжная лавка

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / Философия

icon Вильнюсские лекции по социальной философии. (Опыт физической метафизики)

book_big

Издательство, серия:  Азбука,   Academia 

Жанр:  КУЛЬТУРОЛОГИЯ,   Философия 

Год рождения: 1981 

Год издания: 2012 

Язык текста: русский

Страна автора: Грузия

Мы посчитали страницы: 320

Тип обложки: 7Бц – Твердый переплет. Целлофанированная или лакированная.

Измеряли линейкой: 205x135x21 мм

Наш курьер утверждает: 358 граммов

Тираж: 3000

ISBN: 978-5-389-01571-5

buy в лист ожидания »

К сожалению, закончился тираж...

«Наша жизнь в обществе сегодня определяется попыткой выскочить из того, что не наше, собрать себя, начать такую жизнь, которую можно отсчитывать от самого себя. Для этого приходится прорываться через пелену представлений своего собственного сознания и обретать себя в нём же, потому что то, что мы часто называем сознанием, есть не наше сознание, а то сознание, в которое мы случайным актом рождения именно здесь, именно в этом месте, попали».

В книге представлен курс лекций по социальной философии, прочитанных Мерабом Мамардашвили в Вильнюсе в 1981 году. Мамардашвили излагает своё понимание социальности, прослеживает сложные взаимосвязи между устройством общества, его функционированием и мышлением. Ни в одном другом своем тексте автор не утверждает столь прямо и последовательно зависимость мышления от включенности в отношения с другими людьми, от того, что он называет «со-общностью» и «со-бытием». Речь идет не столько о самом социальном порядке, сколько о том, что является вытесняемым, невидимым условием этого порядка: об общности, которая, по сути, этот порядок разрывает, о тех силах совместного существования людей, силах жизни, которые не сводятся только к функционированию государственных институций и даже того, что называется гражданским обществом. Книга предлагает заново обдумать проблемы свободы, ответственности, этического и политического действия, увидеть, насколько мы до сих пор остаемся заложниками различных идеологий.

Свои занятия Мамардашвили определяет как «физическую метафизику». Это словосочетание можно читать в двух смыслах, и оба они будут характеризовать и подход Мамардашвили к философии вообще, его философствование в целом. Метафизика по Мамардашвили физична, во-первых, в силу того, что для него решающую роль «в нашем реальном социально-историческом бытии и в нашем сознании, в нашей жизни... занимает... некоторый невидимый эмпирический элемент, который не поддаётся наглядному изображению и описанию, но который тем не менее играет какую-то таинственную и существенную роль в том, как складываются и наши жизни, и наши исторические судьбы». Тут физическое нужно брать в кавычки, понимать его как квазифизическое - хотя бы потому, что, как много раз Мамардашвили оговаривает, этот элемент не поддаётся наглядному изображению. Тем не менее, этот ненаглядный элемент «физичен» или эмпиричен в том смысле, что он представляет собой некое событие, факт, который может случиться или не случиться в мире. Мамардашвили создаёт метафизику квазифизических усилий, где в поле вещественно данных символов и их силовых полей возникает сам феномен человека, где происходит «воспроизводство наших человеческих качеств». Термин «физическая метафизика» подчёркивает и характеризует одну из постоянных тем Мамардашвили - феноменологический сдвиг внимания к событию мысли, к тому, чтобы воспринимать мысль как некий факт в мире, который может иметь или не иметь место.

Второй смысл термина «физическая метафизика» у Мамардашвили состоит в непосредственном жизненном значении философии, поскольку последствия тех или иных решений метафизического плана, которые предпринимает человек, необходимо проявляются в «физике» его жизни: «То, что я называю физикой, одновременно весьма связано с метафизикой, то есть невидимым элементом, или сверхопытным элементом, нашей жизни, и что само физическое обнаруживает в себе последствия проделанного или не проделанного метафизического варения человеческого элемента, человеческого материала в тигле тех органов, приставок, которые не существуют без метафизического элемента»

Рекомендуем обратить внимание