Сегодня с вами работает:

книжный фей Рома

Консультант Рома
VELCOM (029) 14-999-14
МТС (029) 766-999-6
Статус консультанта vilka.by

facebook twitter vkontakte livejournal Instagram

www.vilka.by:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Сон Гоголя:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер
 
 
 
 
 
 
 
 

Книжная лавка

русская литература / О ЛЮДЯХ / ФОТОГРАФИЯ

icon В Париже. Из писем домой

book_big

Издательство, серия:  Ad Marginem Press,   Совместная издательская программа с ЦСК "Гараж",   Minima 

Жанр:  русская литература,   О ЛЮДЯХ,   ФОТОГРАФИЯ 

Год рождения: 1925 

Год издания: 2017 

Язык текста: русский

Страна автора: СССР

Мы посчитали страницы: 136

Тип обложки: Интегральная с двумя клапанами

Измеряли линейкой: 150x111x11 мм

ISBN: 978-5-91103-212-8

11 руб.

buy заверните! »

Наличие: "Их есть у меня!" :)

В 1925 году фотограф и художник Александр Родченко приехал в Париж для оформления советского стенда Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности. О своём пребывании в Париже, о своих впечатлениях и работе он писал жене. Эти письма были опубликованы в 1927 в журнале «Новый ЛЕФ».

Родченко пишет намеренно строго, лаконично, передавая факты, стремясь к предельной документальности изображения. И это тоже примета эпохи, равно как и свидетельства Родченко о Париже: «Вчера бродил вечером и немного днём по Парижу, и, к моему удивлению, реклама у них слаба, что и объяснять нечего. Ещё ничего световая, и то не тем, что из неё сделано, а тем, что её много и что техника её высокая. Заходил в какую-то «Олимпию», где до утра танцуют эти фокстроты и прочее. На меня это произвело большое впечатление; женщины одеты только в одну тунику, намазанные, некрасивые и страшные бесконечно. Просто это публичный дом, подходят, танцуют, уводят любую. Но оказывается, что это не французы, это иностранцам всюду устроены разные такие вещи, а сами французы иначе проводят время, как – точно ещё не знаю, во всяком случае, не так идиотски».


Книга В Париже. Из писем домой. 978-5-91103-212-8. Автор Александр Родченко Издательство Ад маргинем. Ad marginem. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, читать отрывок, отзывы

В книгу вошла статья искусствоведа и критика Екатерина Дёготь «От товара к товарищу», в которой она рассуждает о советской вещи-товарище как радикально отличной от капиталистической вещи-товара:
«Письма Родченко из Парижа — потрясающий человеческий документ, фиксирующий испытание, через которое впоследствии проходили многие советские и все бывшие советские граждане: первое столкновение с миром развитого консюмеризма, усугубленное незнанием иностранного языка. Этот же фактор в известном смысле очищает впечатление Родченко от Запада, дистиллирует его до базовых моментов: покупка служит заменой коммуникации. Родченко убит и раздавлен количеством выставленного на продажу и невозможностью купить «все это». Это чувство для него мучительно, но он полагает, что оно неизбежно порождается капитализмом (при том, что возможность купить «что-нибудь» открыта: Родченко несколько раз замечает, что все относительно дешево). 

Привлекательные и на первый взгляд доступные западные товары вызывают у него одновременно влечение и отвращение, почти страх. Параллельно — вслед за теоретиками ЛЕФа, но на собственном опыте — он думает о том, каким должен быть новый предмет, свободный от системы буржуазного рынка, от примата меновой стоимости, от той «коросты красоты», которая изолирует людей от вещей и друг от друга, а также эффективно маскирует ухудшение качества товара или уменьшение его количества.
 
Уже через четыре дня его пребывания в Париже Родченко открывается истина, освоенная многими постсоветскими людьми, — «здесь дешево отчасти потому, что плохой материал, ибо им важно дешево купить, модно ходить, а как новая мода, опять новое покупать». В быстрой смене мод он справедливо усматривает коммерческий интерес. У самого Родченко — в творчестве которого по крайней мере с 1914 по 1925 год манеры, материалы и медиа сменялись с бодрой, спортивной быстротой, — логика новаторства подчинена высшей цели, а о западной промышленности он говорит то, что мог бы сказать и о западном искусстве: «Работают и делают много хороших вещей, но зачем?». 

Западные вещи его не удовлетворяют, если качество в них является самоцелью. Советское искусство и советский предмет должны быть наполнены сознанием цели. Нерыночный предмет — это овеществленная сущность, а не модная видимость, и сущностью этой должна являться сама субстанция труда. Капитализм отчуждает труд в пустых знаках-товарах, но при социализме труд должен остаться неотчужденным, сохранить свой творческий потенциал. 

Именно поэтому советские вещи — в идеальном своем варианте — противятся эстетике «товарного вида» и постоянного лживого показывания и честно выполняют свое предназначение: тёплые штаны греют, макароны питают, зенитные установки стреляют. Немодный, ни во что не упакованный, бесформенный с точки зрения товарной эстетики предмет воплощает ненарушенную сущность; его заметная многотрудность, запечатлённое в нём усилие (неловкость, негладкость, несовершенство вещи) есть песнь о труде — песнь, которая считает своим долгом быть правдивой».

Рекомендуем обратить внимание