Сегодня с вами работает:

         Консультант  Гоголь Николай Васильевич

www.vilka.by: Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

Сон Гоголя: Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

По выходным страна, коты, воробьи, ёлки, консультанты и курьеры отдыхают! Но заказы принимаются и записываются!

Адрес для личных депеш: gogol@vilka.by

Захаживайте в гости:   www.facebook.com  www.twitter.com    Instagram

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер
 
 
 
 
 
 
 
 

Книжная лавка

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / Философия

icon Поэтика пространства

Le poetique de l`espace

book_big

Издательство, серия:  Ad Marginem Press,   Совместная издательская программа с ЦСК "Гараж" 

Жанр:  КУЛЬТУРОЛОГИЯ,   Философия 

Год рождения: 1958 

Год издания: 2014 

Язык текста: русский

Язык оригинала: французский

Страна автора: Франция

Мы посчитали страницы: 352

Тип обложки: Мягкий переплет (крепление скрепкой или клеем)

Измеряли линейкой: 145х200х24 мм

Тираж: 3500 экземпляров

ISBN: 978-5-91103-205-0

buy в лист ожидания »

К сожалению, закончился тираж...

Гастон Башляр (1884 — 1962) — выдающийся французский философ и литературный критик. Его наиболее известные труды посвящены поэзии и философии науки. Развивал концепцию эпистемологии, исследовал психоанализ и потенциал человеческого воображения. Его мысль оказала значительное влияние на развитие всех гуманитарных дисциплин (искусства, архитектуры, литературы, поэзии, психологии, философии и лингвистики). За свою жизнь написал 23 книги. «Психоанализ огня» (1938) и «Поэтика пространства» (1958) — среди наиболее популярных работ Башляра.

Каким образом можно связать природу физического пространства, сознания и поэзии? Гастон Башляр развивает оригинальную схему взаимодействия этих трёх элементов в своём труде «Поэтика пространства», ставшем уже обязательной книгой в библиотеке любого архитектора.

Дом для Башляра имеет грандиозное феноменологическое значение: он — место концентрации внутренних процессов человеческого сознания и своеобразная точка отсчёта всего эмоционального опыта. Потому философ решается «воспользоваться домом как инструментом анализа человеческой души». Башляр так обосновывает свой выбор: «Наша душа — это жилище. Вспоминая о разных домах, о разных «комнатах», мы научаемся жить внутри самих себя». Автор начинает с рассказа о пространстве человеческого дома, для которого характерно векторное внутреннее движение за счёт противостояния между чердаком и погребом. Далее Башляр описывает вещи, несущие заряд определённой энергии, комоды — хранилища секретов и объектов, скрытых от глаз, укромные уголки, а также места обитания животных, птичьи гнёзда и раковины моллюсков.

Философ подчёркивает, что воображение — это главная способность человеческой природы. Писатель развивает своё исследование, проводя параллель между устройством дома и умением человека мыслить и визуализировать. Он насыщает текст лирическими цитатами, которые помогают читателю представить дом как место, сотканное из поэтических образов, мечтательности и воспоминаний. Дом у Башляра превращается в живой манифест души, в пространство, наполненное приглушённым светом, где обретают форму наши грёзы и фантазии.

 

Книга Поэтика пространства. Le poetique de l`espace. 978-5-91103-205-0. Автор Гасто Башляр. Гастон Башлар. Gaston Bachelard. Издательство Ад маргинем. Ad marginem. Гараж. Garage. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, читать отрывок, отзывы

 

«...Сначала он анализирует, как и из чего складываются ощущения от дома, в котором жил или живёшь, какие эмоции вызывают сад и дерево в саду, какие чувства — чердак, а какие — подвал. Дальше идут ящики, сундуки и шкафы, набитые метафорами внутренней жизни человека, затем гнёзда и раковины (жилища не-людей). Небольшие главки, посвящённые углам и миниатюрам, проглатываешь на одном дыхании, чтобы потом перейти к более абстрактным ощущениям «необъятности сокровенного», «диалектике внешнего и внутреннего», «феноменологии круглого». И все эти разделы, комментирующие поэтические строки (чемпион тут Рильке) или живописные экзерсисы, написаны как поэма в прозе: образно и весьма возвышенно.

Башляр приводит описания картин Руо и Босха, цитирует письма Ван Гога и Вламинка для того, чтобы показать, откуда, из какого жизненного (читай: творческого) опыта рождаются захватывающие нас сюжеты: хижина с окном, в которой хочется очутиться, равнина или же африканская пустыня. Он говорит о грёзе, чаще всего имеющей вид офорта или гравюры. Ибо любые, даже поэтические (словесные), образы на территории воображения превращаются в конкретные картинки, наполненные уже нашим личным опытом. Домами, в которых мы когда-то бывали (особенно важны, разумеется, детские воспоминания), или же странами, куда судьба заносила нас хотя бы однажды.

«Поэтика пространства» и есть анализ того, как те или иные ассоциации включаются в людях, читающих стихи или смотрящих на картины. Точнее, Башляр исследует, почему художники или поэты, изображая лес или деревенскую усадьбу, выбирают именно эти образы, а не какие-то другие. Потому что чердак — ближе к небесам, а подвалы крепко стоят на земле. Потому что домá нужны нам для защиты, а углы — для одиночества, ну и так далее.

Используя те или иные метафоры, авторы не задумываются о бессознательной работе «чистой сублимации», заставляющей претворять неочевидные знания о роли деталей быта в прекрасные законченные творения. Башляр же прослеживает все эти логические цепочки, как бы восхищаясь простотой творения: так вот же почему, смотрите! И делает это предельно увлекательно... Действительно, не оторваться.

Главная забота Башляра — разойтись с психоанализом, постоянно пытающимся вписать образы, появляющиеся в поэзии и в живописи, в узкобиографический контекст. Психоанализ изучает «грязную» сублимацию, в то время как поэтам и художникам важна жизнь души, очищенной от какой бы то ни было телесности... Автор призывает заниматься изучением «незначительного», хотя через пару глав противоречит себе: «В исследовании души человеческой не бывает мелочей…»

От «Поэтики пространства» ощутимо, на глазах умнеешь, точнее, развиваешься, так как Башляр даёт читателю новое, то, чем мы не обладали раньше, — метод. Но, помимо этого, он ещё и вскрывает ничем не заполненные полости нашей интуиции и нашего опыта, указывает на прорехи и слепые пятна в понимании того, что всех окружает. Хочется сразу же читать цитируемых им авторов, следовать его «советам» и темам, умиротворяющим и убаюкивающим неизбывную городскую тревогу».

Дмитрий Бавильский, theartnewspapper.ru

 

Перевод с французского Нины Кулиш

Рекомендуем обратить внимание