Сегодня с вами работает:

книжный фей Рома

Консультант Рома
VELCOM (029) 14-999-14
МТС (029) 766-999-6
Статус консультанта vilka.by

 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

 Захаживайте в гости:

 www.facebook.com  www.twitter.com    Instagram

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер
 
 
 
 
 
 
 
 

Книжная лавка

ПОПУЛЯРНАЯ НАУКА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

icon Архитектура города

L`archittetura della cita

book_big

Издательство, серия:  Strelka Press 

Жанр:  ПОПУЛЯРНАЯ НАУКА,   КУЛЬТУРОЛОГИЯ 

Год рождения: 1966 

Год издания: 2015 

Язык текста: русский

Язык оригинала: итальянский

Страна автора: Италия

Мы посчитали страницы: 264

Тип обложки: Мягкий переплет (крепление скрепкой или клеем)

Оформление: Черно-белые иллюстрации

Измеряли линейкой: 215x167x17 мм

Наш курьер утверждает: 500 грамм

Тираж: 2000 экземпляров

ISBN: 978-5-906264-21-3

buy не можем раздобыть »

Закончился тираж... но не надежды на переиздание :)

Один из ключевых американских критиков архитектуры Ада Луиза Хакстейбл называла Альдо Росси поэтом, которому случилось стать архитектором. Действительно, его ключевая работа «Архитектура города» — это гимн уникальной и трудноуловимой l’âme de la cité, душе места, которая тесно переплетена с историей и коллективной памятью, а также является, по мнению Росси, системообразующим фактором обустройства пространства.

Отправная точка рассуждений автора — полемика против «наивного функционализма», который на момент публикации книги в 1966 году был достаточно сильно распространён в урбанистических и архитектурных исследованиях. Росси не согласен, что строение и развитие города определяются исключительно необходимостью к распределению тех или иных функций.

 

Книга Архитектура города. L`archittetura della cita. Автор Альдо Росси. Aldo Rossi. ISBN 978-5-906264-21-3 Издательство Strelka Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, читать отрывок, отзывы


Также он не готов, следуя теории Макса Вебера, объяснять эти процессы большей частью «экономическими» категориями. Как города, так и локации внутри них не могут существовать исключительно по законам функциональности и полезности, потому как функции пространств меняются, войны, катастрофы и реконструкции преображают планировку улиц, технологии и рост меняют инфраструктуру и расселение, но сами места и «логика» города сохраняют свою самобытность.

Города в книге Росси живут, накапливают шрамы и тёмные пятна уникальных пространств, обладают собственной экосистемой. Они трансформируются и развиваются благодаря напряжению, которое создаётся между зонами и их внутренними элементами, одним районом и другим. Это напряжение определяется различием существующих фактов городской среды — памятников и мест силы, опорных точек, которые работают словно булавки, скрепляющие облик поселения и выражающие накопившуюся внутри коллективную и историческую память. Их игнорирование, как и слепота к образующим их первичным элементам — сложившимся архитектурным типам и формам, городским планам и культурным традициям — может стать непоправимой ошибкой.

Какая, например, случилась в связи с обширной реновацией Шеффилда: английские архитекторы обнаружили, что разрушение трущоб ведёт и к разрушению сообществ, которые оказываются не готовы автоматически перестроиться под новые районы с низкой плотностью заселения. Или, к счастью, так и не осуществившийся план реставрации де Турноном римского полиса в 1811 году, в ходе которого предлагалось разбить на территории комплекса парк, при этом уничтожив несколько памятников и в перспективе «лишив нас одного из самых чистых архитектурных образцов». В качестве противоположного им позитивного решения Росси приводит перестройку Рима Сикстом V — она проходила не по «бумажному плану», но по плану, пройденному собственными ногами, прожитому, учитывающему достижения и память прошлого.

 

Книга Архитектура города. L`archittetura della cita. Автор Альдо Росси. Aldo Rossi. ISBN 978-5-906264-21-3 Издательство Strelka Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, читать отрывок, отзывы

План перестройки Рима Сикстом V / карта: commons.wikimedia.org


Может показаться, что Росси увлечён некоего рода урбанистическим детерминизмом, ведь несмотря на весь разворачиваемый им научный аппарат, попытки разносторонних объяснений первичных элементов, локуса (производное от genius loci), фактов и напряжённости городской среды, несмотря на всё это все его рассуждения сводятся к существованию некой внутренней логики города, уже упоминавшейся l’âme de la cité, которая и определяет его развитие. Но, будучи поэтом, Росси всё же остаётся компетентным исследователем. Он внимательно разбирает идеи своих единомышленников и предшественников — политика Карло Каттанео (самый неожиданный источник вдохновения в библиографии автора), исследователя коллективной памяти Мориса Хальбвакса, историков урбанизма Марселя Поэта и Пьера Лаведана. Росси общается не с анонимными текстами или теориями, его сюжеты и претензии всегда связаны с конкретными именами и трактатами, цитаты из которых автор с удовольствием демонстрирует в примечаниях.

Ещё один яркий пример несостоятельности функционализма Росси находит в трудах бельгийского историка Анри Пиренна. Тот пишет, что города Римской империи создавались как системные элементы государства, их месторасположение учитывало географические особенности и существовавшие на тот момент торговые пути. При феодализме с преобладанием земледельческой структуры общества практического смысла для существования городов, казалось бы, не оставалось. Крупные поселения пришли в упадок, но не исчезли совсем — они стали религиозными центрами, в которых основывались католические храмы. Пиренн указывает, что наличие епископской резиденции, чей авторитет не оспаривался феодалами, а отнюдь не преемственность городских институтов спасло город от краха. С течением времени города начали восстанавливать свои изначальные функции и влияние.

 

Книга Архитектура города. L`archittetura della cita. Автор Альдо Росси. Aldo Rossi. ISBN 978-5-906264-21-3 Издательство Strelka Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, читать отрывок, отзывы


Росси вообще не терпит слишком сухого, замкнутого на себе рационального подхода к строительству или пренебрежения контекстом окружающей среды. «Многие горожане построили великолепные здания, которые <...> удовлетворяли частное стремление к роскоши более, нежели украшали собою город», — цитирует он Вольтера, и перед глазами современного читателя проявляется вся неловкость и безвыходность этой ситуации, настолько хорошо она ему знакома.

Также город в концепции Росси — артефакт, изделие, результат бессознательного коллективного труда и в то же время произведение искусства, блестящее достижение человеческой культуры, анализом которого предлагается заняться с пытливостью и страстью искусствоведа, застывшего в изумлении перед несомненным шедевром. Росси, безусловно, ставит урбанистику в ряд гуманитарных наук и предлагает читать морфологию города не через зональность, функциональность или что-то ещё, а через архитектуру, то есть «технику» — отношение между коллективным фактом и теми, кто реализует и развивает его. В качестве программы для своего исследования Росси выбирает цитату из Виктора Гюго, которую делает эпиграфом к одной из глав: «Крупнейшие памятники прошлого — это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; <...> наслоения, отложенные веками, гуща, оставшаяся в результате последовательного испарения человеческого общества; словом, это своего рода органическая формация».

Следующее программное заявление Росси — «значительная часть наших исследований должна быть посвящена истории идеи города». Подключая убедительный каталог текстов и используя строгий научный инструментарий, автор делает свой внушительный вклад в урбанистику — легитимизирует вопрос о самобытности городской архитектуры как целостного явления и делает его одним из основополагающих факторов всей дисциплины.

Алексей Павперов,
Strelka 


Перевод с английского Анастасии Голубцовой

Рекомендуем обратить внимание