Сегодня с вами работает:

  Консультант  Пушкин Александр Сергеевич

         

www.vilka.byПн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

Сон ГоголяПн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

Все отдыхают. За всё отвечает Пушкин!

Адрес для депеш: pushkin@vilka.by

Захаживайте в гости:  www.facebook.com   www.twitter.com      Instagram

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер
 
 
 
 
 
 
 
 

Книжная лавка

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / История искуcств

icon Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века

Dada — Kunst und Antikunst. Der Beitrag Dadas zur Kunst des 20. Jahrhunderts

book_big

Издательство, серия:  Гилея 

Жанр:  КУЛЬТУРОЛОГИЯ,   История искуcств 

Год рождения: 1964 

Год издания: 2018 

Язык текста: русский

Язык оригинала: немецкий

Страна автора: Германия, США

Мы посчитали страницы: 408

Тип обложки: Интегральная с двумя клапанами

Измеряли линейкой: 201x148x33 мм

Тираж: 1500 экземпляров

ISBN: 978-5-87987-112-8

buy не можем раздобыть »

Закончился тираж... но не надежды на переиздание :)

Дада является единственным художественным движением, название которого не отсылает ни к какому содержанию. Реальное определение тоже не приближает нас к цели: Дада — это прежде всего некий вакуум, способный принять в себя любое авангардное поведение. Можно сказать, что Дада представляет собой геометрическое пространство модерности, открытое любой инновации. Дада — своего рода «учредитель авангарда». Дада — это стремление вернуть художественное творчество в центр жизненного пространства.

Филипп Серс

 

«Дада — искусство и антиискусство» — историко-мемуарная и теоретическая работа знаменитого художника и кинорежиссёра, участника цюрихского движения дада Ханса Рихтера — впервые вышла по-немецки в 1964 году. Это подробный обобщающий труд о главных идеях и достижениях радикального европейского авангарда — одной из основных тенденций в культуре, прямо оппозиционных любым формам тоталитаризма.

 

Книга Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века. Dada — Kunst und Antikunst. Der Beitrag Dadas zur Kunst des 20. Jahrhunderts. 978-5-87987-090-9. Автор Ханс Рихтер. Ганс Рихтер. Hans Richter. Книгоиздательство Гилея. Минск. Инт


Эта книга с одной стороны об истории, достижениях, идеях и философии дада (а не только об эстетике, на что обычно обращают наибольшее внимание), а с другой — свидетельства очевидца. 

Искусствовед Константин Дудаков-Кашуро в предисловии к книге пишет, что «Рихтер был не только современником дада, но и активным его участником, свидетелем и цюрихского, и берлинского периодов, контактировавшим также с дадаистами в Кёльне и Париже. Опыт инсайдера, с одной стороны, и большой теоретические способности Рихтера, с другой, сделали «Дада — искусство и антиискусство» уникальным исследованием, открывшим дадаизм во всем его многообразии как широкому читателю, так и исследователям, и предопределившим пути его научного осмысления.

 

Книга Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века. Dada — Kunst und Antikunst. Der Beitrag Dadas zur Kunst des 20. Jahrhunderts. 978-5-87987-090-9. Автор Ханс Рихтер. Ганс Рихтер. Hans Richter. Книгоиздательство Гилея. Минск. Инт


Русскоязычное издание отличается от других подробным комментарием, приложением с библиографией, уточнёнными подписями к репродукциям (исправлены как названия работ, так и датировки); там, где было возможно, воспроизводятся репродукции более высокого качества, чем в оригинале и переизданиях». 

 

Книга Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века. Dada — Kunst und Antikunst. Der Beitrag Dadas zur Kunst des 20. Jahrhunderts. 978-5-87987-090-9. Автор Ханс Рихтер. Ганс Рихтер. Hans Richter. Книгоиздательство Гилея. Минск. Инт


Искусствовед Вернер Хафтман в послесловии замечает, что за эксцентрикой дадаистского жеста стояли вовсе не отчаяние и протест, но ощущение необузданной свободы и бунтарская радость вновь открывающимся возможностям, доходящая до эйфории и клоунады.

 

Книга Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века. Dada — Kunst und Antikunst. Der Beitrag Dadas zur Kunst des 20. Jahrhunderts. 978-5-87987-090-9. Автор Ханс Рихтер. Ганс Рихтер. Hans Richter. Книгоиздательство Гилея. Минск. Инт



Глава из книги «Артюр Краван, саможертва»

Я хотя и не присутствовал на мероприятиях дада ни в Нью-Йорке, ни в Париже, но имел частые контакты со многими дадаистами. Что касается фактов и дат, тут мне приходится полагаться на публикации, которые я смог проверить и сопоставить между собой.

В личности писателя и боксёра-любителя Артюра Кравана все разговоры об антиискусстве приобретают совершенно новый поворот.

Он издавал в 1912 г. в Париже журнал «Мэнтенан», в котором утончённейшим образом обливал грязью всё, что признавалось хорошим и дорогим, в первую очередь своего друга Роберта Делоне. Краван вызывал восхищение, поскольку он действительно разрывал все швы буржуазного существования. Он всерьёз относился к анархическим обещаниям литературы. Хвастался превосходным налётом на один швейцарский ювелирный магазин, путешествовал с фальшивыми паспортами посреди войны вдоль и поперёк Европы, США, Канады и Мексики.

7 марта 1914 г. Артюр Краван дал в своём журнале «Мэнтенан» такие характеристики самому себе, что они больше походили на объявление о розыске преступника: «Авантюрист — тихоокеанский матрос — погонщик мулов — сборщик апельсинов в Калифорнии — заклинатель змей — отельный вор — племянник Оскара Уайльда — лесоруб — бывший чемпион по боксу — внук канцлера английской королевы — шофёр в Берлине — и т.д.»

В этом перечислении правда перемешана с выдумкой, которая могла быть как правдой, так и неправдой!

Поскольку он нападал на весь мир и безоглядно наносил во все стороны большие обиды — как кто-нибудь другой угощает конфетами, и всё это с элегантностью, однажды утром он проснулся монстром-любимцем Парижа, т.е. всех тех, кто сам мечтал бы высказать свои частные претензии так же элегантно, прямо и бесстыдно.

 

Книга Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века. Dada — Kunst und Antikunst. Der Beitrag Dadas zur Kunst des 20. Jahrhunderts. 978-5-87987-090-9. Автор Ханс Рихтер. Ганс Рихтер. Hans Richter. Книгоиздательство Гилея. Минск. ИнтКнига Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века. Dada — Kunst und Antikunst. Der Beitrag Dadas zur Kunst des 20. Jahrhunderts. 978-5-87987-090-9. Автор Ханс Рихтер. Ганс Рихтер. Hans Richter. Книгоиздательство Гилея. Минск. Инт


23 апреля 1916 г. он вызвал на поединок чемпиона мира, тяжеловеса, негра Джека Джонсона в Мадриде (правда, был нокаутирован в первом же раунде). Он почти полностью успел раздеться перед приглашённой публикой, состоящей из дам высшего общества, которые с любопытством явились послушать его доклад, прежде чем полиция успела защёлкнуть на его запястьях наручники. Он ругал, чаще всего напившись, прессу и публику — как незнакомых, так и друзей — не зная меры, однако очень талантливо. В конце концов, он пустился в плавание один на маленькой лодке из Мексики в Карибское море, которое кишело акулами. После этого его больше никто не видел. Его жена, поэтесса и художница Мина Лой, которая как раз родила ему дочь, тщетно ждала его в Буэнос-Айресе, где они хотели встретиться. Когда он не появился, она искала его во всех самых гиблых тюрьмах Центральной Америки. Но так и не нашлось никаких его следов.

Тот тезис, что искусство излишне и мёртво и есть ничто иное как выражение сгнившего общества и что живое действие личности должно заменить собой искусство, сделал Кравана достойным восхищения примером для молодёжи: сама жизнь как художественное приключение! Такое высказывалось и до времён дада. Но героизация этого анархического существования сделала его образцом определённой духовной «элиты».

По праву или нет, но в книгах о дада Кравана чествовали и честили как «предтечу» дадаизма. Я упоминаю его здесь, поскольку его короткий жизненный путь — как деятеля искусства, так и человека — показывает, до каких пределов можно дойти, двигаясь дорогой дада: до окончательной нулевой отметки, самоубийства.

Провокативность его характера, когда он был пьян (трезвым он, по свидетельству Габриэль Бюффе, был очень мил и дружелюбен), благодаря дада служила в качестве рекомендации и ценилась, судя по всему, выше, чем его одарённость как поэта и критика. Он жил спонтанно, исходя из мгновения. Будучи атлетом, он не ведал страха и шёл напролом, не задумываясь о последствиях. Поскольку он следовал своей природе по-настоящему, без малейших тормозов, и по-настоящему расплатился жизнью, он стал самым нигилистическим героем в то время, которое уже давно было охвачено тенденциями нигилизма.

Тем же путём бравады — со всеми вытекающими отсюда последствиями — шёл, в конечном счёте, и Пикабиа! Для него также — по крайней мере, в области искусства — главным было абсолютное разрушение. Тем не менее, именно в своей борьбе за антиискусство он то и дело производил на свет ошеломляющие произведения искусства — в портретах из шпилек, профилях из шнуров, лицах из пуговиц, картинах из перьев, которые гораздо больше свидетельствовали о его одарённости, чем о его презрении к искусству. Откуда бы ему знать, что в то же время в Швеции, в Германии, в России вдруг стали применяться совершенно новые материалы — из протеста против масляных красок, — и с каждым из которых художники вырабатывали свой стиль? Что у Швиттерса становилось лирикой, у Арпа юмором и танцем, то у Пикабиа выражалось в одухотворённой проницательности. 

Как и Краван, он тоже вёл сравнительно авантюрную жизнь, но он был богат и через родственников своей жены имел сенаторскую протекцию, так что ему всё сходило с рук. Его ирония, его безграничная агрессивность, его абсолютная непочтительность — даже по отношению к друзьям — были такими страстными, будто он хотел послать вызов всему миру, быть к нему несправедливым и, наконец, лишить его смысла и шкалы ценностей! Как будто в глубине его натуры всё-таки ещё теплилась некоторая, пусть и крайне скептическая, надежда на такой «смысл за всем этим».

 

Книга Дада — искусство и антиискусство. Вклад дадаистов в искусство ХХ века. Dada — Kunst und Antikunst. Der Beitrag Dadas zur Kunst des 20. Jahrhunderts. 978-5-87987-090-9. Автор Ханс Рихтер. Ганс Рихтер. Hans Richter. Книгоиздательство Гилея. Минск. Инт


Перевод с немецкого выполнен Татьяной Набатниковой.

Рекомендуем обратить внимание