Сегодня с вами работает:

  Консультант  Пушкин Александр Сергеевич

         

www.vilka.byПн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

Сон ГоголяПн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

Все отдыхают. За всё отвечает Пушкин!

Адрес для депеш: pushkin@vilka.by

Захаживайте в гости:  www.facebook.com   www.twitter.com      Instagram

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер
 
 
 
 
 
 
 
 

Книжная лавка

французская литература / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

icon Цвета нашей памяти

Les couleurs de nos souvenirs

book_big

Издательство, серия:  Александрия 

Жанр:  французская литература,   КУЛЬТУРОЛОГИЯ 

Год издания: 2016 

Язык текста: русский

Язык оригинала: французский

Страна автора: Франция

Мы посчитали страницы: 336

Тип обложки: 7Б – Твердый переплет. Плотная бумага или картон.

Оформление: Объемное тиснение, частичная лакировка

Измеряли линейкой: 206x132x18 мм

Наш курьер утверждает: 394 грамма

Тираж: 3000 экземпляров

ISBN:  978-5-903445-35-6

buy не можем раздобыть »

Закончился тираж... но не надежды на переиздание :)

...прежде чем канут в вечность молчания

               сами цвета нашей памяти. 

 

Жерар де Нерваль,

письмо Полю Шенавару,

апрель 1848 г.

 

 

На самом деле многие из наших зрительных воспоминаний мы храним, не помня в точности их цвета, и даже не в черно-белом и не в черно-серо-белом изображении. Глубоко спрятанные в нашей памяти, они по большей части бесцветны. Но когда мы вызываем их оттуда, когда мы более-менее сознательно переписываем их начисто, одновременно придавая форму и цвет: память прорисовывает контуры, обозначает линии, а воображение берет на себя придание им красок - тех, которых они, возможно, никогда не имели. 

Мишель Пастуро


 

Книга Цвета нашей памяти. 	Les couleurs de nos souvenirs . 978-5-903445-35-6. Автор Мишель Пастуро. Michel Pastoureau. Издательство Александрия. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, читать отрывок, отзывы

 

Знаменитый французский историк Мишель Пастуро, автор "Символической истории европейского Средневековья", предлагает нам свою личную "хроматическую летопись", охватывающую шесть последних десятилетий (1950-2010). Воспоминания, заметки, сделанные по горячим следам, размышления, литературные отступления и итоги многолетних исторических исследований составили книгу, описывающую "историю цвета" Франции и Европы недавнего прошлого и современности.

 

Читать отрывок из книги

Фиолетовый - не детский цвет.

Цвета замечательны тем, что они затрагивают всех. Я часто убеждался в этом во время лекций перед широкой публикой. В то время как по поводу других сюжетов слушатели, когда им дают слово после выступления оратора, иногда молчат, то ли смущаясь, то ли не слишком разобравшись в предмете и готтого не зная, что сказа ть, - тема цвета, напротив, развязывает языки, и на вас обрушивается поток вопросов и наблюдений из жизни. Особенно если в зале есть вездесущие доморощенные психологи или искатели архетипов, обожающие эзотерику, - на эту тему они могут говорить бесконечно. 

Дети тоже не отстают: тема цвета так же открывает им рот и заставляет болтать без умолку. Меня много разх приглашали выступать перед младшими школьниками, и я мог убедиться, насколько легко разговор о цвете ( и о животных ) вызывает интерес и даже увлекает малышей. Они сразу называют свои любимые цвета, высмеивают те, которые им не нравятся, ассоциируют один цвет с неким понятием, другой - с каким-нибудь чувством или переживанием. Символика цвета, похоже, не является для них тайной; слушать их всегда полезно специалисту и весело всем остальным.

Несколько лет назад вот так же меня пригласили рассказать о цветах в начальной школе в парижском квартале Маре. Это был класс СМ1 (первый класс среднего цикла), ученикам было по 8-10 лет. В связи с моим приходом учительница решила организовать обучающие игры и поделить класс на пять команд: команду синих, красных, жёлтых, зелёных и фиолетовых. Она попросила ребят, мальчиков и девочек, распределиться по командам так, чтобы в каждой было примерно равное количество человек. Задание оказалось невыполнимым: никто из учеников не хотел в фиолетовую команду. Никто из двадцати семи или двадцати восьми человек! Разумеется, мы стали выяснять почему. Многие говорили, что "фиолетовый - не детский цвет". Тем самым они хотели сказать, что это цвет "стариковский"; один из учеников даже рассказал, что у бабушкиной подруги фиолетовые волосы, а ещё одна ученица - что она каждый год дарит своим бабушке с дедушкой на Рождество фиолетовое мыло с запахом фиалки. Ещё больше детей упирали на то, что фиолетовый - "не настоящий" цвет. Это означает, что для них фиолетовый цвет не находится в том же ряду, что синий, красный, жёлтый и зелёный; тем самым принадлежность к команде фиолетовых воспринималась ими как нечто унизительное. Это последнее замечание особенно интересно для историка цвета. Оно уазывает на то, что с точки зрения детей, зелёный и фиолетовый (цвета, якобы "дополняющие" друг друга) нельзя отнести к одной категории. Зелёный имеет такой же статус, как синий, красный и жёлтый, а фиолетовый - нет. Таким образом, становится очевидно, что дети очень восприимчивы к социально-культурным практикам, ставящим зелёный цвет в один ряд с тремя другими, но гораздо менее воспримчивы к научным классификациям, которые (увы!) преподаются в начальной школе и говорят о том, что зелёный - это составной цвет, полуцвет, цвет второго порядка, как фиолетовый и оранжевый. Химикам и физикам было бы полезно послушать детей и пересмотреть свои цветовые классификации.

Среди всего класса, враждебно настроенного против фиолетового цвета, один ученик держался особняком. Разумеется, он тоже не хотел в фиолетовую команду, тем более один, но не желал говорить почему. Он твердил, что это "тайна". Мы с учительницей были готовы оставить его в покое с его тайной, но однокшлассники немедлеенно за него взялись. Насмешки, шутки, уговоры в конце концов заставили застенчивого молчуна сдаться, и он тихим голосом произнёс: да, фиолетовый приносит несчастье. 

История этого цвета, похоже, подтверждает их слова. По крайней мере, отчасти. Стоит вкратце об этом рассказать.

В нашем сегодняшнем понимании фиолетовый цвет - это смесь синего и красного; для нас это очевидность, если не истина. Но для людей прошлых веков, которые не знали спектра и иначе классифицировали цвета, всё было совсем по-другому. Фиолетовый не имел ничего общего с красным и мало был связвн с синим. Это была всего лишь разновидность чёрного цвета. Кроме того, в средневековой латыни, одним из слов, которым обычно обозначался фиолетовый, было subniger, то есть "полу-чёрный". В католической системе литургических цветов это старое определение фиолетового сохранилось до наших дней. В этой системе фиолетовый наравне с чёрным является цветом скорби и покаяния: во время Великого поста и Адвента носили фиолетовый, в Страстную пятницу - чёрный; фиолетовый для малого траура, чёрный - для большого траура. В христианстви фиолетовый цвет выступает как субститут чёрного. 

Однако в конце Средневековой эпохи обычный фиолетовый цвет меняет свой статус. И хотя он по-прежнему никак не связан с красным, отныне в цветовой гамме он занимает место между синим и чёрным. На изображениях фиолетовый уже не мыслится только как разновидность чёрного, он может также выступать как оттенок синего, в особенности тёмно-синего. Цвет этот никак нельзя назвать любимым, поскольку он считается обманчивым и изменчивым. С точки зрения химии он нестабилен как в окрашивании, так и в живописи. И поэтому в символике он становится, как и жёлтый, цветом лгунов и предатлей. Начиная с Ганелона, предателя из "Песни о Роланде": по правде говоря, в литературном тексте XII века этот персонаж никак не был связан с фиолетовым цветом, зато в XV-XVI веках выражение "фиолетовый цвет Ганелона" часто обозначает цвет предательства. 

Позднее - во второй половине XVII века, когда Ньютон ставит опыты с преломлением света и открывает существование спектра, то есть новый порядок цветов - фиолетовый наконец находит своё место между красным и синим. Его символическое значение переоценивается. В XIX веке он становится отличительным цветом епископства (тогда как кардиналы издавна носят красное) и впервые привлекает к себе внимание художников и поэтов. В частности, символисты видят в нём некий "цвет тайны", тесно связанный с потаённой сущностью людей и вещей.

Сегодня многими нашими современниками фиолетовый цвет мыслится и воспринимается ближе к красному, чем к синему. Но его по-прежнему недолюбливают. Его всегда называют первым или вторым, когда спрашивашь людей, какие цвета они не любят. Хуже него, похоже, только коричневый. Для большинства европейцев фиолетовый цвет - агрессивный, эксцентричный, тревожный. Некоторые женщины, как и дети, о которых шла речь, тоже полакают, что он приносит несчастье: ни за что на свете они не наденут фиолетовое. А дизайнеры, стилисты, художники, ищущие чего-то нового или провокационного, видят в нём "утончённость, креативность, смысловую наполненность". Некоторые даже предрекают ему звание "цвета XXI века". Ни больше ни меньше!

Рекомендуем обратить внимание