Сегодня с вами работает:

книжная фея Катя

Консультант Катя
VELCOM (029) 14-999-14
МТС (029) 766-999-6
Статус консультанта vilka.by

facebook twitter vkontakte livejournal Instagram

www.vilka.by:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Сон Гоголя:
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер
 
 
 
 
 
 
 
 

Книжная лавка

New / История искуcств / ЖИВОПИСЬ

icon История картин: от пещеры до компьютерного экрана

A History of Pictures: From the Cave to the Computer Screen

book_big

Издательство, серия:  Ad Marginem Press,   Совместная издательская программа с ЦСК "Гараж" 

Жанр:  New,   История искуcств,   ЖИВОПИСЬ 

Год рождения: 2016 

Год издания: 2017 

Язык текста: русский

Язык оригинала: английский

Страна автора:  Великобритания

Мы посчитали страницы: 360

Тип обложки: 7А – Твердый переплет. Обтянут тканью (или бумвинил) + суперобложка

Оформление: Объёмное тиснение

Измеряли линейкой: 300x240x35 мм

Наш курьер утверждает: 2040 граммов

Тираж: 3000 экземпляров

ISBN:  978-5-91103-371-2

117 руб.

buy заверните! »

Наличие: "Их есть у меня!" :)

Диалоги Дэвида Хокни и арт-критика Мартина Гейфорда об истории и природе визуальности, обильно проиллюстрированные изображениями самых разных времён и культур.

9 июля 2017 года британскому художнику Дэвиду Хокни исполнилось 80 лет — юбилей, который праздновали всей страной, ведь на сегодняшний день Хокни —настоящий мэтр и живой классик британского искусства. Галерея Тейт с большой любовью подготовила одноименную ретроспективу («Дэвид Хокни», 9 февраля — 29 мая 2017), кураторы которой продемонстрировали всё многообразие и полноту его творчества, охватывающего шесть десятилетий, — от фирменных бассейнов периода калифорнийского поп-арта до последних работ, часть которых были представлены впервые.

Незадолго до этого в издательстве Thames & Hudson вышла «История картин: от пещеры до компьютерного экрана» (2016), соавтором которой выступил друг художника Мартин Гейфорд. Если в предыдущей книге (Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters, 2001) Хокни анализирует технику старых мастеров — Караваджо, Веласкеса, да Винчи, — выдвигая гипотезу об активном применении ими оптики, то «История картин» — это размышления философского характера о визуальности как таковой. Умышленно или нет, но в сравнении с блистающим эрудицией в области истории искусства Гейфордом Хокни как собеседник выступает в роли то любителя, то провокатора. На вопрос, что делает произведение искусства искусством, он отвечает: «Я не знаю» — и утверждает, что живопись не прогрессирует со времён наскальных рисунков в пещере Ласко, насчитывающих около 17 000 лет.

Одновременно являясь поклонником различных приспособлений последних столетий, Хокни и Гейфорд много времени уделяют кинематографу, фотографии, компьютерным гаджетам и программам, говоря о визуальности в максимально широком смысле, включая недавние работы самого Хокни, выполненные на айпаде. Считая, что искусствоведению не хватает исследования изобразительности во всей полноте исторических и технических форм, Хокни пишет, что восполнить этот пробел он и его соавтор и стремились в новой книге:

«…не существует истории картин в целом — как изображений трёхмерного мира на плоской поверхности холста, листа бумаги, киноэкрана или смартфона. Родственные узы, связывающие между собой все эти разновидности картины, и взаимоотношения между ними составляют сюжет данной книги.»

 

Книга История картин: от пещеры до компьютерного экрана. A History of Pictures: From the Cave to the Computer Screen Автор Дэвид Хокни. Мартин Гейфорд. David Hockney. Martin Gayford. 978-5-91103-371-2. Издательство Ad Marginem Press. Ад Маргинем Пресс. Центр современного искусства Гараж. Беларусь. Книжный "Сон Гоголя". Интернет-магазин в Минске. Купить книгу. Читать отзывы, читать рецензии, отзывы

 

Вступление

Дэвид Хокни: Как-то раз мне встретилась удивительная картина Пикассо с изображением совы. Сегодня, полагаю, художник скорее обратится к таксидермии: сделает чучело птицы и посадит его в клетку. Но сова Пикассо отражает человеческий опыт взгляда на конкретную сову, что куда интереснее, чем её сохраненная в точности внешность.

Всякая картина отражает зрительное впечатление. Картинам очень, очень много лет. Вполне возможно, они старше языка. Когда человек впервые решил нарисовать животное — надо думать, в уменьшенном виде, — за этим наблюдал другой человек, и когда этот другой вновь посмотрел на животное, которое рисовал первый, он, должно быть, увидел это животное немного яснее. Так было и с быком, нарисованным на стене пещеры в нынешней юго-западной Франции 17 тысяч лет назад. В виде этого образа его автор оставил на плоской поверхности свидетельство о своём взгляде на быка, а не о самом животном. Собственно, это всё, чем может быть картина.

У всех картин есть свои законы — даже у тех, которые создаются камерами наблюдения на автопарковке. Поле зрения камер ограничено. Кто-то расставил их по своим местам — так, чтобы вместе они могли охватить определённую территорию. В их съёмке не так уж много автоматизма: ведь этот кто-то выбрал их точку зрения.

 

Книга История картин: от пещеры до компьютерного экрана. A History of Pictures: From the Cave to the Computer Screen Автор Дэвид Хокни. Мартин Гейфорд. David Hockney. Martin Gayford. 978-5-91103-371-2. Издательство Ad Marginem Press. Ад Маргинем Пресс. Центр современного искусства Гараж. Беларусь. Книжный "Сон Гоголя". Интернет-магазин в Минске. Купить книгу. Читать отзывы, читать рецензии, отзывы

 

Мартин Гейфорд: Иначе говоря, любая картина — хорошая или плохая, и даже если никому не придёт в голову её оценивать, — представляет некий личный взгляд на реальность. Это верно и для нашей книги. Ведь в ней заключён индивидуальный взгляд, брошенный на историю картин двумя авторами, один из которых — живописец, а другой — критик и биограф художников. Мы поставили перед собой цель рассказать историю создания картин, попытаться объяснить эту историю с точки зрения художника, который сам пишет картины, и автора, увлечённого тем, как они пишутся. Эта книга состоит из бесед, и в ней есть два голоса, сплетающиеся в дискуссии. Предмет рассматривается двумя парами глаз, и у каждой пары, разумеется, своя точка схода. Таким образом мы надеемся предложить нечто новое — рассказ о том, как люди создавали визуальные изображения окружающего мира на протяжении тысячелетий и как мы смотрим на эти изображения сегодня.

Картины обычно делятся на категории исходя из того, какая техника использована для их создания: живопись, рисунок, мозаика, фотография, кино, анимация, карикатура, комикс, коллаж или компьютерная игра. Кроме того, картины классифицируются по стилям и периодам: они могут относиться к барокко, классицизму, модернизму. И ещё одни из них считаются искусством, а другие — нет.

 

Книга История картин: от пещеры до компьютерного экрана. A History of Pictures: From the Cave to the Computer Screen Автор Дэвид Хокни. Мартин Гейфорд. David Hockney. Martin Gayford. 978-5-91103-371-2. Издательство Ad Marginem Press. Ад Маргинем Пресс. Центр современного искусства Гараж. Беларусь. Книжный "Сон Гоголя". Интернет-магазин в Минске. Купить книгу. Читать отзывы, читать рецензии, отзывы

 

ДХ: Что делает произведение искусства произведением искусства? Я не знаю. Многие люди скажут вам, что они создают искусство. Некоторые — возможно, но я не уверен, что все. Возможно, я старомоден, но мне эта фраза не кажется подходящей. Я предпочту сказать, что создаю картины, изображения. У нас есть великое множество историй искусства, но чего нам не хватает, так это истории картин.

МГ: История картин пересекается с историей искусства, но не совпадает с нею. Искусство включает немало вещей, которые не являются изображениями: например, декоративные произведения, абстракции, но не только, — есть и другие образы некартинного типа.

ДХ: Большое место в истории картин занимают фотографии и фильмы; правда, к фотографии у меня есть вопросы. У многих вопросов нет: они считают, что мир выглядит так же, как на фотографиях. Я считаю, что он выглядит похоже, но не так же. По-моему, мир всё–таки несколько более интересен. А кроме того, ничто не заставляет нас смотреть на мир так же, как это делает объектив; наши глаза и мозг видят мир иначе. Это соображение подтолкнуло меня к тому, чтобы сделать несколько работ с использованием фотоаппарата, и оно же легло в основу книги «Тайное знание», которую я написал шестнадцать лет назад. Между прочим, моё оригинальное название для неё звучало по-другому: «Потерянное знание». Я считаю, что знание было потеряно, а затем обретено вновь.

 

Книга История картин: от пещеры до компьютерного экрана. A History of Pictures: From the Cave to the Computer Screen Автор Дэвид Хокни. Мартин Гейфорд. David Hockney. Martin Gayford. 978-5-91103-371-2. Издательство Ad Marginem Press. Ад Маргинем Пресс. Центр современного искусства Гараж. Беларусь. Книжный "Сон Гоголя". Интернет-магазин в Минске. Купить книгу. Читать отзывы, читать рецензии, отзывы

 

МГ: В «Тайном знании» утверждалось, что дух фотографии возник задолго до 1839 года. Недаром европейские художники смотрели на изображения, полученные с помощью линз и зеркал, а также использовали их в своей работе столетиями, прежде чем эти изображения научились фиксировать. В этой книге мы говорим скорее о глубокой сопричастности искусства и фотографии с давних времён.

ДХ: Мы говорим о том, что история картин никогда не была единой. Фотография — часть этой истории, как и кино: оно ведь тоже имеет отношение к картинам. Когда я был молод, кино ещё не называли кино, да и о фильмах, на американский манер, не говорили. Говорили о картинах: пойдём посмотрим картину, мам…

МГ: Слово «картина» использовал и учёный Джон Хершел, когда Луи-Жак-Манде Дагер показал ему в Париже первые дагеротипы. 9 мая 1839 года Хершел написал своему другу Уильяму Генри Фоксу Тэлботу в Англию, что «только что вернулся от г-на Дагера, который оказал нам любезность, продемонстрировав все свои картины на серебре». Он не назвал их «дагеротипами» или «фотографиями», так как ни того, ни другого термина ещё не существовало (слово «фотография» придумал позднее сам Хершел). Его первая реакция, общая для многих, кто видел первые фотографии, сводилась к тому, что это была новая, необычайная разновидность картин.

 

Книга История картин: от пещеры до компьютерного экрана. A History of Pictures: From the Cave to the Computer Screen Автор Дэвид Хокни. Мартин Гейфорд. David Hockney. Martin Gayford. 978-5-91103-371-2. Издательство Ad Marginem Press. Ад Маргинем Пресс. Центр современного искусства Гараж. Беларусь. Книжный "Сон Гоголя". Интернет-магазин в Минске. Купить книгу. Читать отзывы, читать рецензии, отзывы

 

ДХ: Они казались Хершелу фантастическими. И немудрено, что первые дагеротипы впечатляли: они были чёткие, резкие. Первые опыты Тэлбота по сравнению с ними выглядели тусклыми, расплывчатыми. Помню, как мальчишкой в Брэдфорде я обратил внимание на тени в фильмах с Лорелом и Харди. Например, в одном фильме они, оба в зимних пальто, продавали новогодние ёлки. При этом на стену падала огромная тень. Но если ярко светит солнце, подумал я, зачем они так тепло оделись?

МГ: Эти фильмы делались в Голливуде: яркий калифорнийский свет благоприятствует съёмке. Поэтому кинематографисты должны были решать проблему, занимавшую умы многих великих живописцев, в том числе Караваджо и Леонардо да Винчи, — проблему освещения. Собственно говоря, дело заключалась в том, как осветить сцену, чтобы картина получилась максимально выразительной.

ДХ: В фильме «Касабланка» 1942 года глаза Ингрид Бергман искрятся бликами. Это Голливуд на пике мастерства. Освещение решено виртуозно, а этого, уж поверьте, нелегко добиться. Мастера по свету, работавшие в кино, всегда изучали живопись.

МГ: Действительно, Бергман там порой напоминает кающуюся Марию Магдалину с картины мастера XVI века вроде Тициана. История картин безразлична к границам высокой и низкой культуры, движущихся и неподвижных изображений, даже — хороших и плохих.

 

Книга История картин: от пещеры до компьютерного экрана. A History of Pictures: From the Cave to the Computer Screen Автор Дэвид Хокни. Мартин Гейфорд. David Hockney. Martin Gayford. 978-5-91103-371-2. Издательство Ad Marginem Press. Ад Маргинем Пресс. Центр современного искусства Гараж. Беларусь. Книжный "Сон Гоголя". Интернет-магазин в Минске. Купить книгу. Читать отзывы, читать рецензии, отзывы

 

ДХ: Великим американским художником был Уолт Дисней. Хотя он не избегал сентиментальности, его достижения неоспоримы.

Кто был величайшими звездами 1930–1940-х годов? Микки Маус и Дональд Дак. Если вы спросите людей о голливудских фильмах тридцатых, они первым делом вспомнят Хамфри Богарта, Кларка Гейбла или Грету Гарбо, но Микки Маус и Дональд Дак остаются звёздами и сегодня.

Дисней чем-то напоминал Уорхола: у него была фабрика, и он не считал нужным делать всё самостоятельно. Людям из мира искусства не понравилось бы такое сравнение, они терпеть не могут диснеевской сентиментальности, однако это не умаляет достижений Диснея в изобразительном плане.

Если у вас есть диск с записью «Пиноккио» (1940), посмотрите этот мультфильм кадр за кадром и обратите особое внимание на потрясающий эпизод, в котором Пиноккио и Джепетто оказываются в желудке кита. Они зажигают факел, чтобы кита стошнило, и затем следует поразительная сцена их освобождения. Кит гонится за ними; они находят плот; на море бушует шторм, и в конце концов их выбрасывает на берег. Поняв, как всё это сделано, какие приёмы использованы в этой сцене, я был изумлён. Там есть моменты, напоминающие китайское искусство и японские гравюры, — со стилизованными волнами, с изображением моря параллельными штрихами. А местами это выглядит, как фотографии воды. Когда Пиноккио и Джепетто наконец выбираются на сушу, вода перед ними пузырится и впитывается в песок. Это фантастика!

МГ: Глядя на историю картин как на непрерывное целое, начинаешь замечать связи между образами из совершенно разных времён и мест.

ДХ: Посмотрите на верблюдов из «Поклонения волхвов» Джотто в падуанской капелле Скровеньи, которую он расписал в начале XIV века. В них есть нечто общее с мультфильмами Диснея.

МГ: Как показывает этот пример, история, за которую мы взялись, движется не только вперёд и по прямым линиям. Но для всех картин актуальны некоторые проблемы: например, как изобразить время и пространство, как сделать след кисти или карандаша похожим на человеческую фигуру или предмет. Поэтому мы будем двигаться в тематическом порядке, при необходимости — для некоторых периодов и мест — переходя к хронологическому. Однако технологии не стоят на месте, и это, конечно, отражается на истории картин. За время, прошедшее с 1839 года, средства массовой информации — газеты, фильмы, звуковое кино, телевидение — сделали образы, созданные объективом, вездесущими.

ДХ: Фотография усиливает свою власть над миром, но характер этой власти меняется просто потому, что меняется сама фотография. Возможно, нам следует признать, что фотографию преобразили цифровые технологии, даже что та «фотография», которую мы знаем, ушла в прошлое, просуществовав около ста шестидесяти лет.

МГ: Как способ фиксации созданного объективом изображения с помощью химических реактивов фотография была открыта в начале XIX века и существовала до недавнего времени. Но теперь потребность в пленке и необходимых для её обработки реактивах отпала. Сегодня почти все фотографии делаются цифровым способом и обрабатываются предельно легко.

Это ближайший к нам из множества технических прорывов в истории картин: до него примерно так же появлялись фреска, живопись маслом, гравюра и другие технические новшества. В последние годы способы создания и распространения картин менялись с молниеносной скоростью. Никогда прежде картин не создавалось так много: сегодня, при помощи смартфонов и планшетов, они делаются миллиардами ежегодно.

ДХ: Сегодня каждый — фотограф. Вот что произошло. У большинства жителей Земли есть мобильные телефоны, а в мобильных телефонах есть камеры. Поэтому фото- и видеосъемкой могут заниматься почти все, причём полученные с помощью телефона картинки можно на нём же и обработать за несколько минут.

МГ: В чём-то картины стремительно изменились. Теперь их создаёт и обрабатывает гораздо больше людей, и гораздо быстрее, чем когда-либо прежде. Но они остаются двумерными изображениями мира.

ДХ: Людям нравятся картины. Они оказывают огромное влияние на то, как мы видим окружающий мир. Всегда многие предпочитали чтению рассматривание картинок, и, вполне возможно, так будет и дальше. Мне кажется, люди любят образы больше текстов. Я и сам люблю смотреть на мир, и мне всегда было интересно, как мы видим и что мы видим.

МГ: Наша книга именно об этом: как мы видим, что мы видим и как по-разному этот опыт переносится на двумерную поверхность. Картина — это способ представить себе мир, понять и исследовать его. А значит, картина — это форма знания и средство его передачи. Мы немало узнаём из неё за считанные мгновения. Но что она показывает? Реальность или фикцию? Правду или ложь?

ДХ: История картин начинается в пещерах и заканчивается — на сегодняшний день — на экране iPad. Кто знает, куда она пойдет завтра? Но одно очевидно: картинные проблемы всегда будут связаны с тем, как изобразить мир в двух измерениях. От их решения не уйти.

syg.ma

Перевод с английского — Алексея Шестакова

Рекомендуем обратить внимание