Сегодня с вами работает:

         Консультант  Гоголь Николай Васильевич

www.vilka.by: Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

Сон Гоголя: Пн  Вт  Ср  Чт  Пт  Сб  Вс

По выходным страна, коты, воробьи и ёлки отдыхают! А наш магазинчик «Сон Гоголя» на Ленина, 15 работает каждый день с 10 до 22!

VELCOM (029) 14-999-14
МТС (029) 766-999-6

Адрес для личных депеш: gogol@vilka.by

Захаживайте в гости:   www.facebook.com  www.twitter.com    Instagram

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер
 
 
 
 
 
 
 
 

Книжная лавка

ПРОЗА / немецкая литература / О ЛЮДЯХ

icon 1913. Лето целого века

Der Sommer des Jahrhunderts

book_big

Издательство, серия:  Ad Marginem Press 

Жанр:  ПРОЗА,   немецкая литература,   О ЛЮДЯХ 

Год рождения: 2012 

Год издания: 2016 

Язык текста: русский

Язык оригинала: немецкий

Страна автора: Германия

Мы посчитали страницы: 272

Тип обложки: Мягкий переплет (крепление скрепкой или клеем)

Измеряли линейкой: 200x145x21 мм

Наш курьер утверждает: 322 грамма

ISBN: 978-5-91103-278-4

buy не можем раздобыть »

Закончился тираж... но не надежды на переиздание :)

Кафка каждый день отправляет письма Фелиции и никак не может понять, хочет он жениться или нет. Фрейд ссорится с Юнгом. Оскар Кокошка пишет шедевр для Амалии Малер. У Пикассо умирает такса. Адольф Гитлер продаёт свои акварели, чтобы купить булку хлеба и бутылку молока. Луи Армстронг впервые берёт в руки трубу. Бертольд Брехт издаёт школьную газету. Пруст публикует «В сторону Свана». Георг Тракль пьёт, Готтфрид Бенн влюбляется, Вирджиния Вулф пытается покончить жизнь самоубийством. Никто не знает, что в следующем году мир опрокинет Первая мировая война.

Флориан Иллиес написал книгу «1913. Лето целого века», которая состоит из хроники европейской жизни за двенадцать месяцев. Все главные события концентрируются в Вене, Берлине, Париже и Праге. Иногда мелькают Москва и Нью-Йорк, но на дворе пик модернизма, и жители его культурных столиц рассматривают окружающий мир только в поисках места для отпуска.

Описание событий за год, да ещё и столетней давности, удивительным образом оказывается увлекательным и ироничным текстом, в котором тончайшим образом сплетаются нити главных мыслей и судеб. 

Книга 1913. Лето целого века. Der Sommer des Jahrhunderts. Автор Флориан Иллиес. Florian Illies. 978-5-91103-165-7 Издательство Ад Маргинем Пресс. Ad Marginem Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, полистать, читать
                                                                                                                                                                                                                                                                                  
                                                                                                                                                                
В книге нет ни пророческого вступления о том, что «природа дышала страшными предвестиями», ни заключения типа «а завтра была война» — никакой композиционной рамки, заставившей бы читателя настроиться на тот будто бы нужный лад, который придаёт каждому незначительному эпизоду фатальный вид. И всё же ощущение фатальности происходящего не отпускает.

Модернизм забрался на такую высоту, что вот-вот сорвётся. Художники, музыканты и литераторы страдают то от страсти, то от неврастении. «Неврастения с осложнением на сердце — недуг модерна лучше не сформулировать», — пишет Иллиес. Как кошки перед землетрясением, его герои мечутся, гонимые смутными переживаниями. Мрачный мизантроп Освальд Шпенглер пишет «Закат Европы», а тем временем журнальные социологи выдают теории о том, что в современном им мире невозможна война. Всех занимают поколенческие споры. Фрейд и Юнг олицетворяют собой главный конфликт эпохи — борьбу «сыновей» с «Отцами». Марсель Дюшан прибивает колесо к табуретке, Казимир Малевич придумывает «Чёрный квадрат», но никто ещё не понял, что новое время уже стоит на пороге.

Двенадцать глав, состоящих почти из анекдотов, предваряемых какой-нибудь важной картиной или фотографией и кратким содержанием в духе викторианских романов, вполне можно читать как сериал. В этой истории действует несколько десятков персонажей, идущих сквозь свои сюжетные арки: любовные лабиринты, ссоры на почве взглядов на искусство, закрытия салонов и открытия журналов. Несмотря на то, что в тексте нет ни одного диалога, легко представить себе его экранизацию. Вот Гитлер и Сталин гуляют по одному и тому же парку, но не встречаются. Вот Кафка бежит на вокзал, чтобы передать с последним поездом своё матримониальное предложение Фелиции, и тут же в ужасе понимает, что совершил ошибку. Вот литературный критик потирает руки, потому что завтра он разгромит неудачную пьесу Томаса Манна, а завтра Манн будет ехать в поезде и страдать от унижения.
 
Книга 1913. Лето целого века. Der Sommer des Jahrhunderts. Автор Флориан Иллиес. Florian Illies. 978-5-91103-165-7 Издательство Ад Маргинем Пресс. Ad Marginem Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, полистать, читать


Искусствовед, англист и американист, независимый журналист Даниэль Гринштед так отозвался о книге Флориана Иллиеса:

«Кто боится числа 13, тому явно не по себе от этого года. Так было и сто лет назад. В первый день 1913 года Франца Кафку посещает видение собственного обезглавливания — всё из-за несчастливого числа. Композитор Арнольд Шенберг панически боится всего, что связано с цифрой 13. Может, именно поэтому в его музыке двенадцать тонов?

До сих пор 1913 году не уделяли должного внимания. Часто он просто заполнял собою пробел между двух катастроф: гибелью «Титаника» и началом Первой мировой войны. Но какой, напротив, необычайной порой цветения культуры был этот год, в своей документальной прозе повествует Флориан Илиес, некогда культурный обозреватель, а с 2011 года Компаньон аукционного дома «Вилла Гризебах».

На протяжении долгого времени он штудировал письма, дневники и газеты, в поиске мыслей и событий из жизни ключевых фигур мира искусства, музыки, науки и литературы. Его большая заслуга в том, что центральных персонажей этого года он изображает людьми, со всеми их страхами, причудами и недостатками. Получился удивительный коллаж перенапряжённого года, современники которого пребывали по большей части в состоянии нервного истощения. Приведённый в движение мощным толчком модерна, 1913-й год положил конец долгому девятнадцатому веку.

Марсель Дюшан создаёт свой первый реди-мейд; Генри Форд запускает первые конвейеры на своих заводах; среди важных открытий: бюст Нефертити, озоновый слой и древний город Мачу-Пикчу. Русский пилот совершает первую в истории мёртвую петлю, обнаруживается украденная Мона Лиза, в Милане два брата учреждают фирму модной одежды «Прада», Armory Show шокирует Америку. Многое из этого Илиес интермедиями вставляет в свои краткие и непременно яркие зарисовки.

В «1913» он изображает фельетонный калейдоскоп одного года на краю пропасти — без претензий на полноту. Собранный материал Илиес аранжирует по месяцам, в каждом из которых выводит на сцену всё, что может увлечь и заинтересовать. Сопоставляя одновременное, он вписывает себя в традицию, в которой уже упрочились, к примеру, «Хронология мировой цивилизации» Вернера Штайна, а также «летописи» Карла Шлёгеля о сталинской Москве 1937-го, и «1926» Ганса Ульриха Гумбрехта о бытовых явлениях межвоенного периода.

В форме соприсутствия Илиес рассказывает о крайне чувствительных художниках, для которых 1913-й год представал временем переломным. Война казалась пусть и возможной, но крайне невероятной. Ведь предвоенным время оказывается лишь в ретроспективе. Художественная среда, которую он изображает, полная энтузиазма и вместе с тем переутомлённая, сконцентрировалась на четырех «фронтовых городах модернизма»: бурлящем Берлине, сверкающем Париже, возбуждённой Вене и задумчивом Мюнхене. Многие гении той эпохи страдали неврастенией — предтечей сегодняшнего синдрома «бёрн-аут» — и лечились от неё на курортах. Целый конгломерат новшеств будоражил творческие умы, да и спрашивал с них немало. Партнёры примеряли на себе новые модели отношений, психоаналитики изучали природу влечений, сыновья восставали против отцов.

Эти двенадцать месяцев между безумием и реальностью Илиес описывает бодро и иронично. Словно друг, желающий знать, как дела у знакомых, он то и дело возвращается к более чем пятидесяти персонажам. Среди них и Франц Кафка: одно за другим он шлёт письма Фелиции Бауэр. И Густав Климт: модели выстраиваются в очередь перед его квартирой, словно в фан-зоне. И Роберт Музиль: каждое сношение он добросовестно помечает в дневнике буквой «С». Эта завораживающая книга о начале модернизма показывает, как близки нам сегодня люди, жившие столетие назад».

 

Книга 1913. Лето целого века. Der Sommer des Jahrhunderts. Автор Флориан Иллиес. Florian Illies. 978-5-91103-165-7 Издательство Ад Маргинем Пресс. Ad Marginem Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, полистать, читать


Фрагмент книги:

Первая секунда 1913 года. Выстрел оглушает тёмную полночь. Раздаётся щелчок, палец пружинит на металле курка — и второй глухой выстрел. Сбежавшиеся полисмены задерживают стрелявшего. Его зовут Луи Армстронг.

Украденным револьвером двенадцатилетний Луи хотел встретить в Новом Орлеане наступающий год. В итоге ночь он проводит в камере, а ранним утром первого января его отправляют в исправительное заведение, Colored Waifs’ Home for Boys. Там он демонстрирует поведение настолько буйное, что директору заведения, Питеру Дэвису, не приходит в голову ничего лучшего, как подсунуть ему трубу (вообще-то он хотел надавать ему пощёчин). И — о чудо — Луи Армстронг умолкает, чуть ли не с нежностью сжимает ладонями инструмент, и пальцы, ещё ночью игравшие со спусковым крючком револьвера, вновь ощущают под собой холодный металл — но вместо выстрела, уже там, в кабинете, начинают извлекать из трубы первые тёплые, буйные звуки.

«Только что грянула полуночная пушка, крики с моста и с улицы, бой часов и колоколов отовсюду», — сообщает из Праги доктор Франц Кафка, служащий Агентства по страхованию рабочих от несчастных случаев при Королевстве Богемии. Вся его публика расположилась в далеком Берлине в квартире на Иммануэлькирхштрассе, 29 и состоит из одного-единственного человека, но этот человек для него — весь мир: Фелиция Бауэр, двадцать пять лет, волосы светлые, сама худощавая, довольно высокая, стенографистка в АО «Карл Линдстрём». В августе — дождь лил как из ведра — случилось их короткое знакомство: у Фелиции промокли ноги, у него — душа ушла в пятки. Но с тех пор каждую ночь, когда домашние спят, они пишут друг другу по страстному и странному письму. А днём — ещё по одному вдогонку. Когда однажды от Фелиции пару дней не было писем, Кафка, пробудившись от беспокойного сна, в отчаянии сел за «Превращение». Он рассказывал ей про эту историю, а незадолго до Рождества её закончил (теперь она лежала у него в секретере, согреваемая теплом обеих фотографий, присланных Фелицией). Но как скоро её далёкий, любимый Франц сам способен превратиться в страшную головоломку, она узнала только с этим новогодним письмом. Не побила бы она его зонтиком, вопрошает он из пустоты, если бы он просто остался в постели, случись им вдруг условиться о встрече во Франкфурте-на-Майне, чтобы после выставки сходить в театр, — примерно так ставит Кафка вопрос, трижды сослагая наклонение. И затем он безобидно заклинает их взаимную любовь, мечтая о том, чтобы его и Фелиции запястья были связаны неразрывно. И всё для того, чтобы «вот так, нерасторжимой парой, взойти на эшафот». Прелестная мысль для письма невесте. Ещё не целовались, а уже фантазии о совместном восхождении на эшафот. Кажется, будто Кафка и сам вдруг испугался того, что из него вырвалось: «Да что же это такое лезет мне в голову», — пишет он. Объяснение просто: «Это всё число 13 в дате Нового года». Вот, оказывается, с чего начинается 1913 год в мировой литературе: с жестокого фантазма.

 

Книга 1913. Лето целого века. Der Sommer des Jahrhunderts. Автор Флориан Иллиес. Florian Illies. 978-5-91103-165-7 Издательство Ад Маргинем Пресс. Ad Marginem Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске. Купить книгу, полистать, читать


Объявление о розыске. Пропала: «Мона Лиза» Леонардо. В 1911-м её похитили из Лувра — и до сих пор ни следа. Полиция Парижа допрашивает Пабло Пикассо, но у того алиби, его отпускают домой. В Лувре скорбящие французы возлагают букеты цветов к голой стене.

В первые дни января — точная дата неизвестна — на венский Северный вокзал поездом из Кракова прибывает запущенного вида тридцатичетырёхлетний русский. Он хромает. В этом году его волосы ещё не знали мыла, а пышные усы, буйным кустом разросшиеся под носом, безуспешно пытаются скрыть оспины. Только прибыв, в поношенных ботинках и с набитым чемоданом, он не медля садится в трамвай до Хитцинга. Греческо-грузинское «Ставрос Пападопулос», стоявшее в паспорте, вкупе с неухоженной наружностью и морозом на улице не вызвало подозрений у пограничников. В Кракове, будучи в другой эмиграции, он вчера вечером успел в очередной раз обыграть Ленина в шахматы, седьмой раз подряд. Это он умел явно лучше, чем ездить на велосипеде. Последнему Ленин отчаянно пытался его обучить. Революционеры должны быть быстрыми, — втолковывал он. Но этот человек, который на самом деле звался Иосифом Виссарионовичем Джугашвили, а теперь выдавал себя за Ставроса Пападопулоса, ездить на велосипеде не научился. Незадолго до Рождества он скверно с него упал на оледенелых мостовых Кракова. Нога была ещё в ушибах, колено вывихнуто, и только второй день как он вообще мог ходить. Мой «чудесный грузин», как назвал его с улыбкой Ленин, когда тот, хромая, пришёл к нему за поддельным паспортом для поездки в Вену. В добрый путь, товарищ.

Перевод с немецкого Сергея Ташкенова

Рекомендуем обратить внимание